Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Необходимость совершенствования физического воспитания старшеклассников обусловило использования в старшем звене школы различных инновационных педагогических подходов, методов. Одним из действенных подходов в физическом воспитании учащихся является интегративно-деятельностный подход.
Интегрированные уроки физического воспитания в старшем звене школы способствуют повышению двигательной активности учащихся, снимают психологическое напряжение, создают предпосылки для расширения кругозора, способствуют систематизации знаний учащихся (Михайлова Е.Л., 2016).
Вопросам реализации на уроках физической культурой в старшем звене школы интеграции видов спорта, прикладных физических упражнений занимались авторы: А.М. Абаев (2007); М.Н. Алиев (2008); Е.А. Власюк (2015) и другие. Специалисты единодушно указывают на то, что использование на уроках физической культуры в старшем звене школы спортивной тренировки, интеграции видов спорта и физических упражнений оказывают влияние на формирование спортивного стиля поведения, расширяют кругозор, двигательную и познавательную активность.
Проблема: Каково влияние интегрированных уроков физического воспитания в старшем звене школы на эффективность физической подготовленности учащихся 16-17 летнего возраста?
Объект исследования – учебно-воспитательный процесс по физической культуре учащихся старших классов.
Предмет исследования – процесс интегрированного обучения на уроках физической культуры в старших классах.
Цель исследования – определить особенности осуществления . интегрированного обучения на уроках физической культуры в старших классах.
Задачи:
- на основе анализа научно-методической литературы по проблеме исследования раскрыть сущность интегрированного обучения, рассмотреть особенности применения интегрированных уроков в процессе физического воспитания старшеклассников;
- изучить педагогические условия организации и проведения интегрированных уроков физической культуры в старшей школе;
- подобрать методы исследования и оценки эффективности применения интегрированных уроков физической культуры.
Структура курсовой работы. Работа включает введение, две главы, заключение, список литературы.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИССЛЕДУЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ
1.1 Сущность интегрированного обучения
Интегрированное обучение - это что такое? Каждый ребенок имеет право на поддержку со стороны своих родителей и общества, чтобы расти, учиться и развиваться с ранних лет. А достигнув школьного возраста, дети должны ходить в школу и нормально восприниматься как учителями, так и сверстниками. Когда дети независимо от их различий получают образование вместе, все получают выгоду - это краеугольный камень инклюзивного образования.
Суть такого обучения заключается в том, что учащиеся разного уровня развития умственных и физических способностей учатся бок о бок в одном классе. Они с удовольствием посещают полевые и послешкольные мероприятия, вместе участвуют в ученическом самоуправлении, ходят на те же спортивные встречи, играют в игры. (Черкасов В.В.,2013)
Интегрированное обучение - это процесс, в котором ценится разнообразие и уникальный вклад каждого ученика в классе. В настоящей инклюзивной обстановке каждый ребенок чувствует себя в безопасности и имеет чувство принадлежности к группе. Учащиеся и их родители участвуют в определении образовательных целей и принятии решений, а у школьного персонала имеется достаточный уровень квалификации, поддержка, гибкость и ресурсы для воспитания, поощрения и удовлетворения потребностей всех учащихся.
Интегрированное обучение обеспечивает более качественное образование детей и способствует изменению дискриминационных взглядов. Школа знакомит ребенка с миром вне их семей, помогает развивать социальные отношения и взаимодействия. Уважение и понимание возрастают, когда учащиеся с разными способностями и опытом играют, общаются и учатся вместе.
Интегрированное обучение детей не исключает и не разделяет членов коллектива, не способствует дискриминации по отношению к традиционно маргинализованным группам. Ведь индивидуальное специальное образование не гарантирует успех детям, которые нуждаются в особом внимании. Школы, которые обеспечивают поддержку и создают соответствующие условия интегрированного обучения, демонстрируют гораздо лучшие результаты. (М.В. Прохорова, 2014)
Основные элементы интегрированного обучения:
- Привлечение помощников, преподавателей или специалистов, которые будут помогать учителям в удовлетворении всех потребностей и нужд учащихся, работая со всей группой.
- Адаптированная учебная программа для детей с особыми образовательными потребностями.
- Участие родителей.
- Большинство школ стремятся к определенному уровню участия со стороны родителей, но часто это ограничивается лишь собраниями один раз в четверть.
Интегрированное обучение - это принятие всех детей в обществе, независимо от их физического, интеллектуального, социального или языкового развития. Группа часто включает детей из неблагополучных групп населения, а также представителей всех рас и культур. В классе прекрасно сосуществуют одаренные ученики и ребята с ограниченными физическими возможностями. Интеграция, конечно, не произойдет мгновенно, для нее требуется тщательное планирование, позитивное отношение, определенная модель поведения, использование необходимой специализированной поддержки, словом, нужно все для того, чтобы дети почувствовали себя частью школы, активно участвовали в системе образования, а затем стали полноправными членами общества.
Главная обязанность школьных учреждений заключается в том, чтобы охватить разнообразные и особые потребности всех учащихся, выявлять и минимизировать барьеры на пути обучения и общения, создавать толерантную и уважительную атмосферу, в которой каждый человек воспринимается как ценная личность. Таким образом, всем детям должна быть оказана поддержка, в которой они нуждаются, чтобы в будущем добиться успеха и найти себя в современном мире и обществе.
Преимущества интегрированного обучения:
- Развитие индивидуальных способностей каждого ребенка.
- Вовлечение родителей в культурную, воспитательную и учебную деятельность школы.
- Формирование школьной культуры, уважения и сопричастности.
- Интегрированное обучение дает возможность узнать и принять индивидуальные различия, что позволит устранить риск появления преследований и издевательств в коллективе.
- Развитие дружеских отношений с широким кругом других детей, понимание их индивидуальных потребностей и способностей.
Интегрированное обучение не является обязательным. В первую очередь стоит опираться на мнение родителей и желание самого ребенка. Грубо говоря, интеграция - это объединение отдельных составляющих в одно целое. Что касается образования, то нельзя назвать этот процесс чисто механическим объединением здоровых детей и детей с какими-либо отклонениями. Это сложный набор взаимодействий между детьми, педагогами, специалистами по коррекции. Это не что-то локальное, ведь нужен целостный системный подход в организации деятельности школы по всем направлениям.
Главная цель интегрированного урока – заложить основы целостного представления о научных явлениях, природе, обществе, а также сформировать индивидуальное отношение к законам развития таких явлений. Бинарный, то есть интегрированный, урок уникален по своей структуре тем, что он может вобрать в себя любой урок с его установившейся структурой и логикой проведения. С точки зрения субъекта обучения – учащегося – такой урок интересен, познавателен и необычен, так как он выходит за рамки сформировавшегося, привычного представления об уроке (Ерохина А.С., 2016).
Интеграция между учебными предметами не отрицает предметной системы. Она является возможным путём её совершенствования, преодоления недостатков и направлена на углубление взаимосвязей и взаимозависимостей между предметами. В ходе проведения интегрированных уроков решаются проблемы развития умения обобщать, синтезировать знания из смежных учебных предметов, обеспечивается преемственность знаний, их формирование на более высоком продуктивном уровне, что не маловажно для формирования модели выпускника как начальной, так и средней и старшей школы.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования существенно изменил подходы к процессу обучения в начальной школе. Методологической ориентацией ФГОС НОО является системно-деятельностный подход, основная цель которого «научить детей учиться самим». Одним из прогрессирующих элементов на сегодняшний день является и интеграция в образовании. Проведение таких уроков также определяется потребностями развития и обновления педагогической теории и практики преподавания учебных дисциплин в общеобразовательной школе, в начальном ее звене.
Для начала необходимо определить, что же такое интегрированный урок в целом, и развести это понятие с другим, близким понятием межпредметных связей.
«Интегрированный урок – это специально организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов, направленный на рассмотрение и решение какой-либо пограничной проблемы, позволяющий добиться целостного, синтезированного восприятия учащимися исследуемого вопроса, гармонично сочетающий в себе методы различных наук, имеющий практическую направленность» (Ерохина А.С., 2016).
Термин «межпредметные связи» в научной литературе имеет несколько значений. Рассмотрим эти значения:
«Межпредметные связи – это связи между основами наук учебных дисциплин, а точнее – между структурными элементами содержания, выраженными в понятиях, научных фактах, законах, теориях.
Межпредметные связи – взаимная согласованность учебных программ, обусловленная системой наук и дидактическими целями».
Приведенные определения понятия межпредметных связей соотносятся с разными предметными областями. Если в первом речь идет о связях между структурными элементами содержания учебных дисциплин, связанных с различными областями знания, то второе определение связано с особенностями преподавания таких дисциплин. Однако, можно сказать, что данные определения отражают разные аспекты одного и того же явления.
Итак, изучив понятия «интегрированный урок» и «межпредметные связи» можно выявить сходство и главное отличие данных понятий. Сходство состоит в том, что в основу этих понятий положено объединение различных дисциплин, связь между их структурными элементами. Различие заключается в следующем: интеграция дисциплин основана на незнании субъектами (в нашем случае – учащимися) исследуемого вопроса из необходимых нам областей. Межпредметные связи заключаются в том, что субъект владеет знаниями из двух и более областей наук и может связать эти знания в единое целое (Ерохина А.С., 2016).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. №373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. №1241, от 22 сентября 2011 г. №2357).
2. Абаев А.М. Формирование основ здорового образа жизни у подростков в учреждениях дополнительного образования детей: Дис.... канд. пед. наук. Владикавказ, 2007, 22 с.
3. Алиев М.Н., Гусейнов А.Г. Воспитание нравственно-волевых качеств у детей средствами физической культуры / Педагогика. 2008. №1. С.67-73.
4. Аэробика. Теория и методика проведения занятий: учеб. пособие для студентов вузов физической культуры / Под ред. Е.Б. Мякинченко и М.П. Шестакова. - М.: СпортАкадемПресс, 2012. - 304 с.
5. Власюк Е.А. Теоретические основы инновационных технологий в физическом воспитании школьников // В сборнике: Здоровье для всех. Материалы VI международной научно-практической конференции. 2015.С. 81-84.
6. Горбунов Н.П. Функциональное состояние школьников в процессе адаптации к учебной деятельности // Педагогика. 2003. № 8.
7. Евсеев С.П., Комков А.Г., Шелков О.М. Реализация личностно-ориентированного подхода в процессе использования инновационных технологий физического воспитания школьников // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2006. №2. С. 24-26.
8. Ерохина А. С. Сущность интегрированного урока в начальной школе [Текст] / А. С. Ерохина, И. Н. Чичканова // Воспитание и обучение: теория, методика и практика : материалы VII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 19 авг. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — С. 183–185.
9. Железняк, Ю.Д., Минбулатов, В.М. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура»: учеб. пособие / Ю.Д. Железняк, В.М. Минбулатов. М.: Академия, 2004. – 272 с.
10. Криволапова Е. В. Интегрированный урок как одна из форм нестандартного урока [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 113-115.
11. Максимова В.Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения : кн. для учителя. - М., 2012
12. Марченко С.В., Скибина Е.В., Надеина Л.А., Караулова А.В. Содержание инновационных педагогических технологий в физическом воспитании//В сборнике: Теоретические и практические проблемы развития современной науки. Сборник материалов IX Международной научно-практической конференции. 2015.С. 175-177.
13. Межшкольные педагогические чтения. «Реализация ФГОС. Современный урок» - Санкт-Петербург, 2015
14. Михайлова Е.Л. Физкультурное образование старших школьников средствами интегрированных форм уроков физкультуры // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. М., 2016, №6, с.47-51
15. Науменко Ю.В. Комплексное формирование социокультурного феномена "здоровье" у подростков в общеобразовательной школе: Автореф. дис.... докт. пед. наук. М., 2009.
16. Педагогика физической культуры: учеб. / М.В. Прохорова (и др.). - изд. 3- е, доп. и перераб. - М.: Путь: Альянс, 2014. - 287 с.
17. Тагариев Р.З., Шихов С.Е. Новые образовательные технологии и принципы организации учебного процесса в сфере физической культуры // Современные наукоемкие технологии. -2007. -№ 6 -С. 92-93
18. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов E.H. Общая педагогика : учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений / под ред. В.А. Сластёнина : в 2 ч. М., 2003. 567 с.
19. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - М, АРКТИ, 2005, 126 с.
20. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. Ю.Ф. Курамшина. – М.: Советский спорт, 2013. – 346 с.
21. Ульянова И.С. Новые инновационные технологии в физическом воспитании школьников // Молодой ученый. 2015. №10-1 (90). С. 42-49.
22. Федулина И.Р. Социальное здоровье в формировании жизненных стратегий личности // Проблемы и перспективы развития физической культуры в современном образовании: материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Уфа: Изд-во БГПУ им. М. Акмуллы, 2010. - С. 299.
23. Фирсин С.А. Отношение учителей физической культуры к новациям в процессе физического воспитания учащихся общеобразовательных школ // Физическая культура, спорт – наука и практика. – Краснодар. – 2014. – № 3. – С. 10-12.
24. Черкасов В.В. ИНТЕГРАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 3.
25. Щетинина С.Ю. Социально-педагогические факторы физкультурно-спортивной среды, способствующие повышению эффективности физического воспитания в общеобразовательной школе // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2012. -№ 6 (88). -С. 133-139.
26. Интегрированное обучение - это что такое? Формы, технология и условия обучения. - http://fb.ru/article/301389/integrirovannoe-obuchenie---eto-chto-takoe-formyi-tehnologiya-i-usloviya-obucheniya
27. Интегрированный урок по физической культуре и ОБЖ. - https://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/2014/02/09/integrirovannyy-urok-po-fizicheskoy-kulture-i-obzh
28. Применение элементов интеграции в процессе обучения. - http://открытыйурок.рф/статьи/415981/
29. Развивающее обучение с применением интегрированного метода на уроках биологии и химии, его влияние на качество знаний и психофизиологическое состояние школьников. - https://cyberleninka.ru/article/n/razvivayuschee-obuchenie-s-primeneniem-integrirovannogo-metoda-na-urokah-biologii-i-himii-ego-vliyanie-na-kachestvo-znaniy-i